Сайт учителя-логопеда Григорьевой Елены Владиславовны МБДОУ «Детский сад «Cолнышко» с.Чурачики

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЯЗЫЧКОМ

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЯЗЫЧКОМ (КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Помогает формировать основу для правильного звукопроизношения. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции.

Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

• Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

• Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".

• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:

• Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

• Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

• Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

• При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

• Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

ТЕРПЕНИЯ И УСПЕХОВ ВАМ!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Становитесь по порядку,

Вместе сделаем зарядку

Для губ, для щек, для язычков.

Ну, кто играть уже готов?

Приготовьтесь! Начинаем!

Упражнения выполняем.

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Это базовый комплекс с него рекомендуется начинать логопедическую работу.

1. «УЛЫБКА» («ЛЯГУШКА»)

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. «ХОБОТОК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.

3. «ЛЯГУШКА-ХОБОТОК»

На счет один, два чередовать упр. «Лягушка» и «Хоботок».

4. «ЛОПАТКА»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

5. «ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как «жало». Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

6. «ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА»

На счет один, два чередовать упр. «Лопаточка» и «Иголочка».

7. «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет один, два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

8. «КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет один, два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна

9. «ЛОШАДКА»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

все права защищены.


19 февраля 2021 в 21:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.